Skip to main content

Трёхмерное геомоделирование

3D геомоделирование – важное направление развития географической науки, формирующееся на стыке геоинформатики, картографии, дистанционного зондирования, компьютерного моделирования и графического дизайна. 3D модели географических объектов используются для визуализации и анализа информации, а также являются главным компонентом виртуальных географических сред. В отличие от большинства 3D моделей, модели географических объектов предполагают их создание в реальных координатах, возможность последующей интеграции в ГИС, а также использование в качестве источников открытые ГИС- данные и широкий набор данных дистанционного зондирования, в том числе наземное и воздушное лазерное сканирование, современная и архивная аэрофотосъемка, космические снимки.

Создание 3D модели Земли в Blender
Создание 3D модели Земли в Blender

Курс посвящен изучению технологий создания 3D моделей географических объектов. Он был разработан коллективом преподавателей академии и сотрудников производственных компаний в соответствии с современными технологиями и вокруг актуальных задач. Большое внимание уделяется формированию практических навыков моделирования в программных средах Blender, Agisoft Metashape, OpenSpace 3D, Unity. Помимо этого, в приоритетах курса комплексный подход на каждой стадии моделирования, что позволяет овладеть необходимым инструментарием для самостоятельной интеграции географических данных, комплексного географического анализа, создания платформ для совместной работы специалистов междисциплинарных проектов.

Моделирование электроподстанции по данным наземного лазерного сканирования в Blender
Моделирование электроподстанции по данным наземного лазерного сканирования в Blender

Создание 3D сцены города Калгари по данным воздушного лазерного сканирования в Blender
Создание 3D сцены города Калгари по данным воздушного лазерного сканирования в Blender

Курс формирует необходимые базовые навыки для дальнейшего карьерного развития как в сфере ГИС, так и в графическим дизайне.

Занятие в VR-кластере МГУ
Занятие в VR-кластере МГУ

Темы курса

  1. Введение. Основы трехмерного геомоделирования. Источники данных, технологии и ПО для создания виртуальных моделей местности (ВММ)
  2. Интерфейс, основные функции Blender. Создание простых mesh-моделей
  3. 3D-моделирование в Blender по данным наземного лазерного сканирования
  4. 3D-моделирование в Blender по по данным съемки с БПЛА
  5. Материалы, текстуры и UV-развертка в Blender.
  6. 3D-моделирование в Blender по данным воздушного лазерного сканирования
  7. Настройка текстур, освещения и окружения в Вlender
  8. Создание рельефа для ВММ по данным наземной цифровой стереосъемки
  9. Создание рельефа для ВММ по данным съемки с БПЛА
  10. Создание рельефа для ВММ по данным радиолокационной интерферометрической съемки
  11. Цифровые двойники городов. Создание трехмерной веб-ГИС ipano3D на примере Москвы.
  12. Создание трехмерной веб-ГИС для обеспечения строительства
  13. 3D-геомоделирование как инструмент эфирной инфографики. Город, который построило Unity: от геоданных к фотореалистичному макету.
  14. Как “написать” 3D-Москву: взаимодействие картографа и программиста Unity
  15. Знакомство с технологиями VR в VR-кластере МГУ
  16. Самостоятельная работа

Библиография

  1. Alias Abdul-Rahman, Morakot Pilouk. Spatial Data Modelling for 3D GIS. - Berlin, Heidelberg: Springer, 2008. – 289 p.
  2. Хуэй Линь, Мин Чен, Гуонян Лу, Цин Чжу, Цзяньхуа Гун, Сюн Ю, Юннин Вэнь, Бинли Сюй, Минюань Ху. Виртуальные географические среды (VGE): новое поколение инструментов географического анализа. - Earth-Science Reviews, 2013. – 126 c.
  3. А.М. Берлянт. Виртуальные геоизображения. – М., Научный мир, 2001.
  4. John M. Blain. The Complete Guide to Blender Graphics. - Taylor Francis LTD, 2022. – 626 p.